Точечная сварка для кузовных работ



Точечная сварка для кузовных работ

Точечная сварка для кузовных работ

Точечная сварка для кузовных работ


Содержание:


Споттер для кузовного ремонтаВмятины на металле не всегда можно исправить рихтовкой, особенно когда речь идет о кузове автомобиля. Если области деформации невозможно подобраться с обратной стороны, на помощь приходят возможности споттера для кузовного ремонта. Инструмент, называемый также контактной сваркой, способен работать только с одной стороной поверхности, но в обмен на широкие возможности споттеры требуют немалого количества энергии, а конструкция аппарата простотой не отличается.

Принцип работы споттера

«Spot» переводится как «точка», что раскрывает принцип ремонтных работ этим инструментом. Контактная сварка производится с помощью сильного тока (3-5 тыс. А на 1 мм толщины), подаваемого в локальный участок. Два листа, нагретых до температуры, близкой к температуре плавления, прижимаются друг к другу, за счет чего происходит сварка. Прижимание листов производится пневмоклещами или механическим усилием. Сжатие длится не более секунды – за это время электроды и лист металла успевают нагреться до такой степени, что усилие в 150 кг позволяет сплавить материалы.

Работа споттеромВажно заметить, что лист металла, независимо от того, требуется для ремонта сварка или только выпрямление, не должен разогреваться до температуры плавления, иначе может оказаться выдавленным при сжатии. Таким образом, самодельный споттер должен иметь точную ручную регулировку (в фирменном инструменте используется программируемый микропроцессор). Аппарат может работать на двух или трех фазах, но, поскольку выпрямитель для трехфазного аппарата не слишком экономная конструкция, а без выпрямления тока в этом деле не обойтись, большинство самодельных споттеров – аппараты однофазные.

Метод работы

Сварка не единственный метод применения инструмента. В некоторых случаях для ремонта оказывается достаточно «прилипания» клещей к поверхности. После этого в дело могут вступить различные выпрямляющие и вытягивающие приспособления. Инерционные молотки, вытяжки и упоры позволяют выровнять небольшой участок кузовного металла, поэтому работа с таким инструментом может показаться очень утомительной: необходимо последовательно переходить от точки к точке, выравнивая небольшие участки вмятины кузова.

Инерционный молоток представляет собой насадку на пистолет споттера. Молоток работает за счет импульсного тока, скользя по стержню и создавая усилие, приходящееся на пистолет, а не на металл кузова. При этом сама насадка прилипает к металлической поверхности, за счет чего у «жестянщика» появляется возможность выровнять вмятину. Время электрического импульса не превышает 0.1 секунды, так что работа молотка производит с металлом очень постепенные изменения. Изменить степень воздействия можно регулировкой инструмента или сменой насадки.

Если кузовной металл оказывает значительное сопротивление воздействию молотка, в ход пускается угольный электрод. Током большой силы металл в нужной точке разогревается до температур близких к плавлению и остужается водой, ветошью и пр. Внутренние молекулярные изменения в листе металла приводят к его выпрямлению.

Самодельный споттер

Схема споттераСовременные Кулибины разработали удешевленные аналоги заводским инструментам наподобие контактной сварки. В основном используется та же схема, что была предложена в Советском журнале «Радио» за 1978 год. В обязательном порядке требуются следующие элементы:

  • Трансформатор для создания нужного напряжения и силы тока.
  • Выпрямительные мосты для создания постоянного тока.
  • Тиристор для управления нагрузкой и конденсатор для его работы.

Трансформатор можно собрать руками или модернизировать сварочный трансформатор, подогнав его к необходимым параметрам. Расчет трансформаторов дело нехитрое, а для тороидальных написаны даже специальные программы. Для вторичной обмотки может потребоваться значительное количество провода. На Ш40 с толщиной набора в 100 мм потребуется примерно 7-10 витков с сечением 50 мм² вторичной обмотки и примерно 200-250 витков провода с сечением 2.5 мм² первичной.

На практике большинство любителей предпочитает производить измерения непосредственно во время формирования обмотки. Заводской трансформатор для этого инструмента создает ток от 3000 A, и позволяет регулировать напряжение в пределах 6-12В. Вторичная обмотка должна быть хорошо изолирована. В качестве изолятора может выступить малярный скотч или парафинированная бумага.

Сборка споттера своими рукамиСхема аппарата, используемая для ремонта еще в Советском союзе, практически не изменилась и представляет собой основной трансформатор, соединенный с сетью через выпрямитель и тиристор. Первый трансформатор, соединяемый с сетью 220 В через выключатель, – слабый и выполняет исключительно функцию зарядки конденсатора, от которого работает тиристор. Выпрямительные мосты, собирающиеся из диодов, требуются на каждом участке. Для зарядки конденсатора требуется также некоторое время, поэтому тиристор к нему подключается вручную.

Второй, мощный трансформатор соединяется с сетью после активизации тиристора. Параметры тока на вторичной обмотке этого трансформатора зависят от самого тиристора и стоящего перед ним сопротивления. Здесь может быть установлена ручная регулировка, но в простейшем устройстве она задается заранее. Тиристор вернется в обратное положение, когда разрядится конденсатор, отвечающий за его работу. Поэтому от этой части зависит также продолжительность создаваемого вторым трансформатором тока.

По вполне понятым причинам, выпрямитель, соединяющий оба трансформатора с «220», должен быть рассчитан именно на это напряжение и силу тока примерно в 50A. Для зарядки конденсатора, вероятнее всего, потребуется напряжение в 12В, поэтому первый трансформатор должен создавать именно такой ток. В обязательном порядке аппарат должен иметь заземление, на массу требуется примерно 1.5-2 метра кабеля 70 мм².

Сильное нагревание возможно на контактах, ввиду чего лучше использовать латунные штоки. Тиристор споттера и работающий с ним выпрямитель можно заменить на симистор. Импульсное управление легко собирается на основе тиристоров типа ТЧ-40. В остальном, кроме общего знакомства с электроникой, потребуется только оптимизм и некоторое количество свободного времени.


Источник: http://pokraskamashin.ru/rashodniki-i-instrument/spotter-dlya-kuzovnogo-remonta/

X

Точечная сварка для кузовных работ фото



Точечная сварка для кузовных работ

Точечная сварка для кузовных работ

Точечная сварка для кузовных работ

Точечная сварка для кузовных работ

Точечная сварка для кузовных работ

Точечная сварка для кузовных работ

Точечная сварка для кузовных работ

Точечная сварка для кузовных работ

Точечная сварка для кузовных работ

Точечная сварка для кузовных работ

Точечная сварка для кузовных работ

Точечная сварка для кузовных работ

Точечная сварка для кузовных работ

Точечная сварка для кузовных работ

Точечная сварка для кузовных работ

Похожие записи: